Ракетка

Материал из Никипедии
Перейти к: навигация, поиск

Ракетная сопка - вершина первой гряды сопок, наряду с Акулой, Лысой, Хангаслахденваарой.

В 1988-1994 годах на ней располагался ракетный дивизион, отчего и название.

Рассказ "Никельский Руст"

Об этом случае не писали в "широкой" прессе в то время, но он был, и мы тому свидетели.

Итак, 28 и 29 мая 1988 года легкомоторный самолет "Сессна" несколько раз нарушил Государственную границу СССР в Заполярье. Взлет самолета осуществлялся с аэродрома норвежского города Киркенес. Далее курс самолета был направлен на поселок Никель, который находится в нескольких километрах от государственной границы с Норвегией.

"Сессна" имела на крыльях опознавательные знаки Германии, кресты, а также символику Асов Геринга - бубновые тузы. Как следовало из разведсводки, самолет принадлежал Гамбургскому авиаклубу, пилотировал его Андрес Соммерс.

Летчик на малой и предельно-малой высоте летал над крышами жилых домов п. Никель, выделывал фигуры высшего пилотажа. Высыпавший на улицы поселка народ видел все это "безобразие" и реагировал весьма бурно и мало понимая, в чем тут дело.

Нарушения Государственной границы фиксировалось ближайшими подразделениями РТВ (радиотехнических войск ПВО), а также нарядами погранвойск. По нарушителю госграницы поднимался истребитель Су-27 с ближайшего аэродрома ИАП ПВО п.Килп-Явр.

Полет истребителя к месту нарушения госграницы, поселку Никель, контролировался радиолокационными разведсредствами Норвегии. Возле Киркинеса стояли (стоят?) несколько белых "куполов", прикрывающих радары. При приближении нашего истребителя к району, где находился самолет-нарушитель, тому, видимо, передавалась информация об угрозе. Потому что нарушитель тут же начинал "отход" к госгранице, затем пересекал ее и уже продолжал полет над территорией Норвегии и заходил на посадку на аэродроме г.Киркинес.

Далее все в "повторе": нарушение, полет, отход при опасности.

Воздействовать ЗРВ ПВО по нарушителю не представлялось возможным: ближайший ЗРДН С-75 находился на такой дальности от места нарушения границы, что не обеспечивался обстрел маловысотной цели из-за характера местности - весьма высокие скалистые горы и сопки (большие углы закрытия).

И тогда где-то "в верхах" принимается решение о передислокации ЗРДН С-125, прикрывавшего аэродром ПВО в п.Килп-Явр, непосредственно к поселку Никель.

Получив приказ, дивизион, свернув матчасть, совершает почти 300-км марш и встает на сопке прямо над поселком. Проведя развертывание, немедленно заступает на боевое дежурство "по охране и обороне..." Буквально на второй день развертывания на дороге к позиции ЗРДН были замечены несколько легковых машин -"Жигули". Явно не военных - разноцветных. Часовой остановил. Пришлось идти разбираться вместе с замполитом, что случилось. Оказывается, приехали мужики - жители п. Никель. Там живут, в основном, шахтеры. Народ нахорошо прямой в изъяснении. Поздоровались. Они нам: "Командиры, ребята! Вы уж этого гада сбейте! Ведь, сука, прямо над крышами летает! С крестами!"

Дальше шла ненормативная лексика в адрес нарушителя. На наш ответ, что все, что сможем, сделаем, но над поселком сбивать нельзя. Обломки самолета могут упасть на жилые дома - получаем ответ от одного из делегации: "Командир! Да пусть на мой падает! Хоть прославлюсь!" Народ принял наши уверения, и автомашины уехали.

...Легкомоторник продолжает полеты вдоль границы со стороны Норвегии. Матчасть ЗРК работает практически круглосуточно, так как вдоль границы вдруг залетало что-то много и вертолетов Норвегии. Практически каждый день "Сессна" имитировала нарушение госграницы внезапным маневром, отворачивая у самой "ленточки".

Ракеты ЗРК теряли ресурс, находясь ежедневно в готовности к пуску. Матчасть перегревалась, бывало, техника ломалась, ее вводили в строй, как можно быстрее. Боевые расчеты из кабин не уходили. Питались прямо на рабочих местах. Подменяли друг друга на несколько часов поспать.

Потом пришло жаркое лето 88-го. Вокруг позиции ЗРДН стали гореть высохшие болота. Дым хоть как-то маскировал позицию, но дышать им было отвратительно. Температура воздуха достигала 25 градусов тепла.

Позиция была выбрана кем-то "вверху", более чем отвратительно: поселок впереди, как на ладони - стреляй, а влево-вправо-сзади - горы. Слева - "этот" не полетит, надо над горами подниматься и лететь над ними. А вот справа - в самый раз! Начинается дорога Никель-Мурманск, которая крутится между скалистых сопок. Хороший ориентир для полета на малой высоте. Вот туда, видимо, "Сессна" и будет пытаться прорваться. Разведка давала такую информацию: "После нарушения границы "Сессна" летит в сторону Мурманска над дорогой. Совершая полет на МВ и предельно-малой высоте, самолет плохо обнаруживается средствами ПВО (такой уж рельеф). Далее сценарий такой - или летит до Мурманска, а затем над Заливом в нейтральные воды. Если будут проблемы, то свернув уходить по одному из фьордов опять в сторону нейтральных вод".

Маршрут такого полета был правдой, или это была "деза", точно не знаю. Главное для нас не дать ему проскочить нашу зону поражения. А стрелять ЗРК мог, по-честному, только в секторе 30-ти градусов справа, очень горы мешали. Если не сбиваем, то все - уйдет! Ну а нас "уйдут"...

Приезжал топограф, границу уточнить, чтобы точно нанести на ВИКО СРЦ и планшет. Ту границу, что мы с карты командира перенесли, он пересчитал по-своему, и уехал. Так совпало, что противник как-то вяло себя вел, пока топограф возился, а мы уточненную границу рисовали... А потом понеслось!

"Сессна", как обычно, летит курсом на границу и... пересекает ее. "Дивизион, к бою! Готовить непрерывно четыре двадцать седьмых ГПУ..."

Перевелись в готовность N1, ракеты на подготовку, поиск цели, обнаруживаем "Сессну", захватываем. Офицер наведения на кнопке "Пуск" палец держит.

Все! Стреляем!? Времени-то совсем мало! Уйдет же!

Вдруг самолет начинает разворот, ну, как обычно у нашей границы. Что-то не то! Чего он дальше-то не летит?!

Хорошо, что карту далеко не убрали, и что все экраны и приборы офицера наведения были точно настроены - он одну дальность до цели дает, тогда, вроде, цель как за границей. А смотришь по планшету и ВИКО СРЦ - уже вроде как нарушила. Тогда чуть не поседели. Границу нарисовали по-старому, послали топографа и приняли спиртику (шильца). А что делать, нервы!

В общем, "бился" дивизион все лето 88-го. Прилетела вторая "Сессна" из того же авиаклуба. Полетали они вместе. Но немного. Погода испортилась,пошли дожди. И в один день при посадке какая-то из них капотировала. Вторая улетела из Киркинеса.

А дивизион так и остался на этом месте, обжился, построил нормальную позицию, казарму и т.д. Его ввели в штат другой ЗРБР, жить стало легче, но в 94-м его сократили со всей этой бригадой. Для борьбы с такими нарушителями в конце 80-х на аэродром Килп-Явр была перебазирована эскадрилья Ми-24. Наверное, лучшее средство. Хотя, в то время, когда происходили указанные выше события, где-то в 40 км стоял мотострелковый полк (или бригада), которая имела такие средства ПВО, как ЗРК " Куб" и ЗСУ "Шилка". Но никто об их применении по нарушителю и не вспомнил. С их мобильностью и боевыми возможностями на малых высотах, они бы, конечно, перевесили стационарный С-125. Но у нас были разные ведомства и этим все сказано. Хотя, граница СССР была тогда у ВСЕХ одна.

Все. От того времени остался только кусок никелевой руды, на память...